Пейнтбол - командная игра с применением пневматического оружия, стреляющего шариками с краской. Оружие в пейнтболе называется маркером. При ударе о препятствие шарик разбивается, окрашивая объект поражения. Со временем, из интересного корпоративного развлечения, активного вида отдыха, пейнтбол превратился в самый настоящий вид спорта. Начали формироваться постоянный команды, объединяющиеся в федерации и ассоциации, проводиться серьезные регулярные соревнования. Все это потребовало более конкретного и четкого структурирования как общих правил пейнтбола, так и касающихся проведения конкретных матчей. Ну а там, где есть жесткие правила, нельзя обойтись без арбитра.
Судья в пейнтболе
Судья - главный человек на пейнтбольной площадке.
В его основные обязанности входит:
- разъяснение правил всем участникам;
- контроль за их соблюдением;
- отслеживание поражений игроков и вывод таковых с поля.
Пораженным считается игрок, в любую из частей тела которого попал и разбился шарик выпущенный из маркера противника. Он должен покинуть игровую площадку, перед этим просигнализировав о том, что убит.
Основные сигналы
В условиях динамично развивающегося противостояния в пределах игрового поля различные команды и сигналы превращаются в одну из главных составляющих пейнтбола.
Сигнал о поражении может быть как словесным так и визуальным:
- словесный сигнал, чаще всего формулируется коротким и ёмким "Аут". Другие варианты "Убит", "Поражен".
- визуально сигнал может быть подан поднятием руки с маркером. Вторая рука при этом кладется на затылок.
- возможно сочетание этих двух вариантов.
Стрельба в пораженного игрока должна быть прекращена, а ему самому надлежит покинуть поле. В случае, если этого не происходит по причине того, что участник не заметил попадания в себя или не может обнаружить следов разбитого шарика, в дело вмешивается судья объявляя такого игрока "нейтральным". Сигнал подается жестом указания на пораженного и сопровождается командой: "Нейтральный игрок". Теперь о того есть возможность осмотреться. Такая же команда звучит если кому-либо нужно поправить оборудование и амуницию. Вернуться в ход матча нейтральный игрок может только после разрешения арбитра: "Игрок в игре!". В ситуации, когда пораженный продолжает оставаться в игре и производить выстрелы по соперникам, рефери выводит его из пределов ведения боя.
Все эти команды, сигналы и действия призваны к соблюдению текущей расстановки сил, соответствующей развитию событий, без остановки игры. Однако бывают случаи, когда активное действо все же приходится остановить. Прозвучавшая от судьи команда: "Внимание! Стоп игра!" сигнализирует о том, что противоборствщим сторонам должно немедленно прекратить перестрелку, при этом сохраняя положение и занятые позиции. Происходит такое не часто и только в ситуациях форс-мажора. Например, когда на линии огня оказывается зритель без амуниции и снаряжения или, случайно забредшее животное.
Пейнтбольный матч - событие очень динамично развивающееся. Любая пауза и остановка здесь - скорее помеха. Поэтому список основных судейских команд, столь не велик. Да и сформулированы они больше для соблюдения безопасности и сохранения здоровья участников и зрителей и участников, нежели для вмешательства непосредственно в процесс.